Bentley
MicroStation
Addins
MicroStation

Главная страница Новости сайта Приложения MicroStation Документация MicroStation Форум MicroStation

М.В. Бочагов

Неизвестная земля MicroStation

В 1996 году я провел маленькое исследование: “Кто знает, что такое MicroStation?” Для этого достаточно было взять популярный журнал MOBILE и обзвонить продавцов из раздела “САПР-программы”. Из более чем двадцати фирм лишь два человека видели “в лицо” эту систему, еще семеро сказали, что слышали о ней, но не видели, остальные же никакой информации дать не смогли. Кстати, был и такой ответ: “Да, знаю. Это маленькое приложение для AutoCAD, для разводки сигналов на печатных платах…” Такая вот мрачная картина.

Что же это такое — MicroStation?

MicroStation это программа трехмерного моделирования объектов. Впрочем, и для плоского черчения ее использование достаточно эффективно. Основные направления использования: механические приложения (конструирование, расчеты, производство), архитектура, дизайн (интерьеров, индустриальный и т.п.), геоинформационные системы и т.д.

По своей сути это целое семейство программ, в основе которого лежит ядро — сама MicroStation. Вокруг этого ядра сосредоточено множество надстроек. Так, для твердотельного моделирования это MicroStation Modeler, для работы с растровыми объектами — MicroStation Descartes, для высококачественной визуализации — MicroStation Masterpiece и т.д.

В качестве ядра здесь может выступать также и “облегченная” версия — MicroStation PowerDraft, которая предназначена, в основном, для работы на плоскости и в которой отсутствуют средства работы со свободной поверхностью (хотя работа в 3D возможна).

Кто автор?

В 1987 году, через некоторое время после появления на рынке системы MicroStation, фирмы Bentley Systems и Intergraph Corporation подписали соглашение, согласно которому, Bentley получила исключительное право на разработку и совершенствование своих продуктов, а корпорация Intergraph — исключительное право на его продажу и маркетинг. При этом Intergraph осуществляла всю первичную поддержку и сопровождение MicroStation, а Bentley брала на себя лишь поддержку второго уровня. В 1994 году, т.е. спустя семь лет, эти две организации подписали новое соглашение. Согласно ему Bentley возвращала себе возможность продаж MicroStation с начала 1995 года. В тоже время компания Intergraph приобретала статус одного из основных партнеров во всей программе MicroStation.

Здесь надо уточнить - “кто есть кто”. До 1995 года правом продажи этой системы обладала корпорация Intergraph. А с января 95-го это право перешло к самому разработчику — компании Bentley Systems, Inc. (BSI). Такое положение внесло некоторую путаницу в представление об авторских правах.

Сейчас можно сказать только так: “Система MicroStation принадлежит компании Bentley Systems, Inc.” Корпорация Intergraph имеет право на продажу системы, но только с дополнением своих продуктов.

Версии MicroStation

На сегодня в мире существуют три версии MicroStation (базового модуля):

  • Версия 4. Выпущена в 1992 году (английская версия). Со второй половины 1995 года выпускается локализованная русская версия для платформы Intel PC и операционной системы DOS.
  • Версия 5. Выпущена в конце 1994 года (английская версия). Выпуск локализованной версии не планировался.
  • Версия 95 (или 5.5 — старое рабочее название). Последняя из имеющихся версий MicroStation (в смысле “самая свежая”). Английская версия была представлена 16 ноября 1995 года. Сейчас идет работа над локализованной версией для России. Выпуск последней планируется во II-III квартале 1996 года.

Версия MicroStation PowerDraft. Аналог самой MicroStation 95 и представляет собой “облегченную” версию. Здесь отсутствуют многие из возможностей по работе в пространстве (с NURBS-поверхностями, при визуализации по методу Фонга и т.д.). Основное назначение — чертежные работы. Планируется в ближайшем времени локализованной версии.

MicroStation 95

Подробно остановлюсь на версии 95. Это самая последняя версия MicroStation, позволяющая сделать громадный скачок вперед в производительности работы дизайнера, инженера, архитектора. Основными отличиями от предыдущих версий являются:

  • новый графический интерфейс (в стиле Microsoft Office),
  • средство AccuDrawTM (исключительный патент Bentley),
  • OLE Automation,
  • язык программирования для пользователя MicroStation BASIC и
  • новый драйвер QuickVision для визуализации в процессе проектирования модели.

Что входит в ядро?

Полный набор функций работы на плоскости. Сюда входят: отрезки, дуги и окружности, NURBS-сплайны (до 15-го порядка), работа с ячейками, образмеривание, мультилинии, привязки и т.д.

Работа в пространстве. Все возможности 2D, но только в трех координатах. Плюс: NURBS-поверхности, построение переходных поверхностей.

Ссылочные файлы. Конечно, весь проект хранить в одном файле неразумно. Ведь часто работа идет над одной маленькой деталькой и остальное просто становится лишней “обузой” в памяти компьютера. Кроме того, использование механизма ссылочных файлов прекрасно подходит для групповой работы.

Визуализация. Если основной целью не ставить получение “настоящей” фотографии, то вполне можно использовать только внутренние средства визуализации системы. В распоряжении дизайнера (конструктора, архитектора) есть столько средств, что можно даже и не использовать какие-либо дополнительные программы или приложения. Закраски — варианты с полигонами, по Гуро, по Фонгу. Материалы можно назначить тут же, не прерывая сеанса моделирования. И тут же получить картинку. Вместе с системой поставляется достаточно обширная библиотека, которую можно легко расширять самому.

Интерфейс. Поддержка двухэкранной конфигурации. Система Windows сама способна поддерживать единое графическое поле на двух экранах. Однако здесь есть некоторое неудобство: серединой этого поля является середина границы между левым и правым экранами. Подчас это приводит к тому. что диалоговые окна оказываются “разрезанными” пополам. Для избежания этого эффекта MicroStation имеет возможность включить режим “Два окна на экране”. Тогда можно разместить каждое окно на своем физическом экране, а видовые окна, диалоги можно свободно перетаскивать с одного окна MicroStation на другое безо всяких проблем. При работе под управлением DOS можно также использовать оба экрана в графическом режиме. Текстового экрана здесь нет. Поддержка двухэкранной конфигурации устанавливается при установке параметров утилитой USCONFIG.

Печать и вывод на плоттер. Для этого необходимо воспользоваться командой “File>Plot/Print”. Установив файл с настройками соответствующего плоттера можно создать твердую копию. Если выбраны настройки для устройстве с именем “printer”, то печать будет направлена на принтер, установленный по умолчанию для операционной системы Windows. Если необходимы какие-либо дополнительные настройки при выводе (указать перья, порядок отрисовки, не выводить что-либо и т.д.), то это можно сделать здесь же, в диалоговом окне утилиты печати.

OpenGL. Если аппаратура поддерживает этот стандарт, то MicroStation 95 может использовать эту возможность при своей работе. Так, на машине TDZ-40 фирмы Intergraph (видеокарта GLZ2, два процессора Pentium-133, Windows NT) можно свободно вращать трехмерную деталь с затенением по Фонгу. Это стало возможно специальному драйверу MOGLE (MicroStation OpenGL Engine), поставляемому сейчас вместе с системой.

Платформы

Можно смело сказать: “Подойдет любая платформа!” И это не просто слова. Вот список поддерживаемых аппаратных и программных платформ:

Изготовитель Модель Операционная система
Apple

Apple

Digital

HP

IBM (or compatible)

IBM (or compatible)

IBM (or compatible)

IBM

IBM

Intergraph

SGI

Sun Microsystems

Macintosh

Power Macintosh

Alpha AXP

9000-7xx Series

PC

PC

PC

RS/6000

PowerPC

Clipper

Indigo Series

SPARC station

System 7.x

System 7.5

Alpha Windows NT

HP-UX

DOS, Windows 3.1x

Windows NT 3.x, 4.х

OS/2 Warp

AIX 3.2 (and above)

AIX 3.2 (and above)

Environ V or X-Windows

IRIX 5.2 (and above)

SunOS 4.1.3+ or Solaris 2.x

 

Есть ли различия во всех этих реализациях? Нет, ровном счетом никаких. (Если не считать мелочей, напрямую связанных с конкретными операционными системами.) Везде соблюдается один и тот же графический интерфейс, система команд одинакова, все макросы, которые созданы пользователями на языке MicroStation BASIC, напрямую переносимы с одной платформы на другую, файлы моделей двоично совместимы, причем с одного и того же файлового сервера доступны файлы моделей со всех этих машин одновременно.

Требования к аппаратуре

Для работы на рабочих станциях с UNIX-системами требования на выходят за рамки стандартных — оперативная память в районе 16…32М, дисковое пространство для собственно системы — до 90М, и для работы — область страничного обмена “побольше”.

Когда речь заходит о персональных машинах на базе процессоров Intel , то требования уже выходят за рамки обычного компьютера “для офиса”:

DOS

  • процессор — i386/7 минимум, но реально все же рекомендуется начинать с i486-66;
  • оперативная память — минимум 4М, нормальная работа начинается с 8М и выше. Как говорится, 4М хватит, что бы загрузить систему, но вот что бы еще и работать…

Windows 3.1x/95/NT

  • процессор — разговор можно начинать только с 66 или 80 МГц для i486, где Windows себя чувствует более-менее нормально;
  • оперативная память — минимум 8М, нормальная работа начинается с 12…16М и выше.

Маленькое замечание по поводу NT. Эта операционная система не просто продолжение линии Windows 3.1х. Да, внешне эти две “форточки” выглядят как братья, но они же ведь НЕ родные! Если заставить зависнуть 3.1х не составляет труда пользователю среднего класса, то “завалить” NT практически невозможно. Если и повиснет какой-либо из сервисов, то только он один — все остальные продолжают работать. Может встать драйвер клавиатуры, мыши или видео, но система по сети будет видна, ее можно и дальше использовать как сервер!

Так, ближе к теме. По опыту работы с Windows NT можно сказать, что эта операционная система примерно на 70…90% снижает производительность системы при работе в интерактивном режиме. Поэтому для нормальной работы в среде NT я рекомендовал бы начинать как минимум с процессора Pentium-90 и 20М оперативной памяти.

Общее

Так как система MicroStation 95 является 32-битным приложением и при своей работе организует виртуальную память, то желательно не использовать медленную дисковую подсистему.

Хорошую видеокарту лучше использовать сразу. Любой из производителей хороших карт поставляет драйвера для MicroStation версии 5 для DOS. Как правило, они могут быть использованы и для MicroStation 95. При работе в среде Windows используются системные драйвера. Желательно при этом иметь монитор 15” и установить разрешение на нем не ниже 1024х768 (64К цвета). Глаза ведь не казенные.

Мышь. Везде поддерживается трехкнопочная мышь, но может использоваться и стандартная мышь Microsoft (2 кнопки). При это недостающая третья кнопка может быть заменена одновременным нажатием двух других или комбинацией какой-либо кнопки с клавишей Alt на клавиатуре.

Планшет. Вместо мыши при работе можно использовать планшет (или таблет, кто как привык это называть). В комплекте системы MicroStation поставляется набор бумажных меню, которые можно использовать как командные. Если на планшет мал для стандартного меню, то при установке системы можно заказать поставить файлы моделей этих меню и вывести на принтер, плоттер в нужном масштабе. Можно разработать и свои раскладки команд. Примечательно, что меню может заполнять всю полезную площадь планшета. Команды командами, а где же собственно чертить? Тоже по всей площади планшета. Только для ввода точки данных можно использовать одну кнопку на курсоре, для указания команды — другую кнопку. По опыту могу сказать, что четырехкнопочного курсора вполне достаточно для удобной и быстрой работы.

Каталог приложений

Сама система может многое. Почти все. Однако если создавать, к примеру, архитектурный проект Исаакиевского собора с точностью “до дверной ручки”, то пройдет много времени, пока будет готова вся модель. Естественно, что использовать здесь надо специальные приложения, автоматизирующие действия пользователя.

Часть этих приложений выпускает сама Bentley Systems. Они входят в семейство MicroStation: MicroStation Modeler, MicroStation Masterpiece, MicroStation TeamMate и т.д.

Другие приложения разрабатываются в тесном контакте с третьими фирмами. Так, MicroStation Descartes разработана канадской фирмой HMR, специализирующейся на разработке программного обеспечения по обработке растровых изображений.

Эти и другие программы для MicroStation сведены в единый каталог, выпускаемый один раз в год. Общее их количество огромно — в электронном виде (популярный сегодня PDF-формат) этот каталог занимает более 8 Мбайт.

Совместимость с другими САПР-пакетами

Ближайшим соперником, конкурентом системе MicroStation 95 является AutoCAD версии 13. Сильный соперник. Однако его сила заключается, скорее, просто в популярности этого продукта на российском рынке. Популярности и привязанности, инертности, если хотите, российских конструкторов и дизайнеров.

Уж с кем может конкурировать AutoCAD, так это с MicroStation PowerDraft. Система MicroStation 95 вырывается здесь намного вперед.

Естественно, чтобы быть на первых местах, необходимо работать с чужими форматами данных. Сама MicroStation 95 работает с файлами, которые называются как “design file” и имеют расширение .dgn.

Форматы DXF и DWG. Система MicroStation 95 может свободно импортировать (читать) и экспортировать (записывать) любую модель в формате DXF и DWG. При этом можно использовать форматы AutoCAD версии 2.6 (наверное, никто уже не помнит это “чудо”), версии 9, 10 или 11/12 (они идентичны). При чтении пользователь может специально настроить параметры — шрифты, слои, цвета, типы линий и т.д. Точно так же и при записи (экспорте).

О шрифтах. Если для зарубежных специалистов никогда не было больших проблем с кодировкой, то у нас, в России с этим сложнее. Уж одному тому, что за основную кодировку для среды DOS была принята “альтернативная” кодировка, стоит ужаснуться. Плюс Windows, Unix,

MicroStation 95 способна правильно прочитать файлы шрифтов AutoCAD (с расширением .shx). Специальная утилита FontInstaller позволяет импортировать такие виды шрифтов, как TrueType, PostScript Type-1, библиотеки шрифтов MicroStation версии 4 (fontlib), библиотеки ячеек (cell library), SHX-шрифты формата AutoCAD.

Кроме файлов DXF и DWG система MicroStation 95 способна работать и с файлами стандартов CGM, IGES, IGDS. При этом пользователь может также настроить эти модули импорта/экспорта.


© Copyright 1997, 1998 МУНЦ Космос


[an error occurred while processing this directive]